Меры поддержки
семей с детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ
Меры поддержки в сфере
трудоустройства
Нормативные документы МСЭ Реабилитация детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
в домашних условиях
Психолого-педагогическая
помощь детям
младенческого
и раннего возраста
Путеводитель для родителей,
воспитывающих детей
с нарушениями слуха и зрения
Рекомендации родителям,
воспитывающим детей
с нарушением речи
В помощь родителям,
воспитывающим детей
с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Родителям,
воспитывающим детей с
нарушением интеллекта
Руководство родителям,
воспитывающим детей
с нарушением поведения и общения
Информационная корзина
для родителей,
воспитывающих детей
с задержкой психического развития
Родителям,
воспитывающим детей
с комплексными нарушениями
психофизического развития

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется в снижении общего запаса знаний; в ограниченности представлений, в малой интеллектуальной целенаправленности.

Выделяют четыре основных варианта ЗПР:

•конституционального происхождения (наблюдается у детей с личностной и эмоциональной незрелостью, обусловленной незрелостью мозга);

•соматогенного происхождения (наблюдается у детей с эмоциональной незрелостью, обусловленной длительными хроническими заболеваниями);

•психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка);

•церебрально-органического генеза (наблюдается органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза).

Психологические параметры ЗПР

Формы ЗПР

Клинико- психологиче­ские проявления

Нейропсихологические особенности
Психофизический инфантилизм
Относительная сформи­рованность психических процессов, но замедлен­ный темп их становления. 
Недоразвитие мотивации учебной деятельности. 
Личностная незрелость.
Нарушение динамики умственной работоспо­собности. 
Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
Соматогенная форма ЗПР
Сформированность психических процессов. 
Астения, раздражитель­ная слабость
Снижение динамики умственной работоспособности.  Повышенная нстощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях
Психогенная  форма ЗПР
При сохранности пси­хических процессов. 
Выраженное снижение мотивации учебной дея­тельности. 
Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.)
Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. 
Неравномерное развитие психических процессов.

ЗПР церебрально-органического генеза

Недоразвитие психиче­ских процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной про­дуктивности.
Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. 
Снижение объема внимания во всех модальностях. 
Недоразвитие ориенти­ровочной основы дея­тельности. 
Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса 
Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Читать далее >>>

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам.

Читать далее >>>

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР, которые можно проводить родителям в домашних условиях

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Кроме того, эти занятия может проводить не только психолог, но и учитель, воспитатель, а также родители, поддерживая коррекционный режим и в домашних условиях. Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания, памяти и мыслительных операций у детей.

Читать далее>>>

Читать далее>>>

Игры с песком и водой

Игры с песком и водой как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Читать далее>>>

Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи?

Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Информация взята из книги Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.