Меры поддержки
семей с детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ
Меры поддержки в сфере
трудоустройства
Нормативные документы МСЭ Реабилитация детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
в домашних условиях
Психолого-педагогическая
помощь детям
младенческого
и раннего возраста
Путеводитель для родителей,
воспитывающих детей
с нарушениями слуха и зрения
Рекомендации родителям,
воспитывающим детей
с нарушением речи
В помощь родителям,
воспитывающим детей
с нарушением
опорно-двигательного аппарата
Родителям,
воспитывающим детей с
нарушением интеллекта
Руководство родителям,
воспитывающим детей
с нарушением поведения и общения
Информационная корзина
для родителей,
воспитывающих детей
с задержкой психического развития
Родителям,
воспитывающим детей
с комплексными нарушениями
психофизического развития

Что означает «нарушение интеллекта»?

Кроме термина «нарушение интеллекта» используют и другие термины, такие как «умственная отсталость», «олигофрения», которые в первую очередь обозначают нарушения познавательной деятельности ребенка, а также изменения психики в целом, которые возникли в результате поражения центральной нервной системы, в том числе головного мозга. У детей с данным диагнозом наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Как правило, страдает и  физическое развитие.

Причины возникновения умственной отсталости у детей

Основная причина данного состояния – поражения коры головного мозга. Оно может происходить как до родов, так во время родов, так и после родов. Причинами возникновения поражения мозга могут послужить как внешние, так и внутренние факторы.

Читать далее >>>

Как проявляется нарушение интеллекта у детей?

Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным, то же самое можно сказать о словарном запасе.

Читать далее >>>

Степени нарушений интеллекта

Не удивительно, если двое детей с данным диагнозом будут существенно отличаться друг от друга. Психиатры склонны рассматривать это заболевание с точки зрения глубины дефекта.

Читать далее >>>

Как заподозрить, что у ребенка – нарушение интеллекта?

Внимательные родители, если нарушение и вправду имеет место, смогут заподозрить неладное уже со второго месяца после рождения малыша. В этом возрасте, как правило, дети узнают самых близких людей, особенно маму

Читать далее >>>

К каким специалистам обращаться?

Первый, к кому нужно обратиться, если у родителей появились хоть малейшие подозрения, это – педиатр. Он осмотрит ребенка, проверит у него рефлексы и подскажет, к каким специалистам нужно обратиться далее. Как правило, это психиатр и невролог. В зависимости от того, что определят эти врачи, нужно будет посетить отоларинголога, окулиста, нейропсихолога, психолога, логопеда. В некоторых случаях понадобятся консультации эндокринолога и  дерматолога.

Общеобразовательная школа или спецучреждение?

Не всегда родители, особенно, если нарушения не глобальные, согласны отдать ребенка в специализированную школу. Таким образом, в большинстве случаев, они не хотят признавать, что их ребенок «не такой». Но этим они оказывают ребенку «медвежью услугу», ведь адаптироваться и стать успешным учеником у него не получится. Это вызывает ряд последствий, среди которых: ненависть к учебе, конфликты с одноклассниками, постоянные стрессы из-за негативного и насмешливого отношения окружающих. Школьная программа не рассчитана на особенности таких детей, что создает огромные трудности.  

Как лечить?

Лечение проводится в зависимости от формы и степени заболевания. Как правило, оно является комплексным, то есть включает в себя и лечебные мероприятия (прием медикаментов, массаж, процедуры), так и коррекционно-развивающее обучение (занятия с дефектологом, логопедом, психологом).

Читать далее >>>

Психокоррекционные занятия с детьми с нарушением интеллекта, которые можно проводить родителям в домашних условиях

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

• принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

• принцип доступности заданий;

• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;

• принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.

Читать далее>>>

Тренировка  двигательной активности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 
Инструктивно – методические материалы подготовлены для методического обеспечения родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья их практической подготовленности  к самостоятельному, компетентному осуществлению данной работы. Пособие состоит из методических материалов, посвященных организации тренировочных мероприятий по двигательной активности среди детей-инвалидов, имеющих серьезные нарушения в психическом и физическом развитии.
Читать далее>>>
·       Программа занятий адаптивной физической культурой и спортом по общей физической подготовке (далее Программа) для детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, предназначена для работы с занимающимися с нарушением интеллекта в специализированных детских домах, специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида и психоневрологических интернатах и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера.
Читать далее>>>

Групповые занятия в Даунсайд Ап. Игра - приветствие

Приветствие, как и прощание- очень важные ритуалы в занятии детей, они помогают лучше сориентироваться в ситуации и настроиться на работу. В качестве приветствия можно использовать простые песенки с жестами, такой формат позволяет включиться в деятельность всем детям без исключения: кто-то вместе с педагогом поет песенку, кто-то воспроизводит отдельные слова, а кто-то присоединяется с помощью подражательных жестов. В данном фрагменте использовался прием когда дети здороваются за руки друг с другом. Это очень нравится детям, тк можно поприветствовать друг друга через рукопожатия, получив при этом тактильные ощущения. Педагог дает детям вербальные образцы приветствия, а ребенок самостоятельно выбирает подходящий ему вариант.
Видео

Развитие крупной моторики

Занятие в группе для детей от 1,6 лет. Двигательная часть комплексного группового занятия. Дети учатся перемещаться по разнофактурной и разновысокой поверхности, а также менять способы перемещения. Для детей с синдромом Дауна это отличный тренинг равновесия и координации крупных движений. Такого рода "неровные дорожки" можно организовывать дома, использовать для таких тренингов лесные тропинки, невысокие горки, лестницы, ходить по песку, глубокому снегу, по мелкой гальке и так далее.
Видео
Видео

Сравнение чисел с помощью форм Нумикон

Видеофрагмент иллюстрирует игровое занятие, которое проводится на группе подготовки к школе. В занятии принимают участие дети 6-8 лет. Дети в кругу учатся сравнению чисел с помощью форм Нумикон
Видео
Видео

Урок чтения

Урок чтения в группе подготовки к школе. Проверка домашнего задания. Дифференциация букв и звуков «Н» и «Х». Дети выходят к доске, называют картинки, определяют, с какой буквы и звука начинаются данные слова, вешают картинки рядом с соответствующей буквой.
Видео

Группа поддерживающего обучения. Игра "чей ботинок?"

дна из частей занятия, где закрепляется навык самостоятельного надевания и застегивания обуви. В данном задании детям необходимо вспомнить, как выглядит их обувь, самостоятельно надеть нужный ботинок на соответствующую ногу, застегнуть липучку на обуви. Кто-то из детей полностью справляется с этой цепочкой действий, некоторым детям необходимо оказывать незначительную помощь, например, одеть один ботинок, а второй он будет надевать сам. Или же полностью надеть оба ботинка на ноги, а ребенку останется только застегнуть липучку.
Видео


Обучающие семинары "Поддерживающая коммуникация как этап формирования речи ребёнка с синдромом Дауна"
https://downsideup.org/ru/node/38480
https://downsideup.org/ru/node/38481

Лекция "Психосоциальные аспекты развития речи"
https://downsideup.org/ru/node/38479

Мечты "солнечных" детей

1. https://www.youtube.com/watch?v=7nXxnePQszM

2. https://www.youtube.com/watch?v=_ihfcFcipuA

3. https://www.youtube.com/watch?v=Hcjwkm5uFes

Полезные ссылки для родителей

1. http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/RusFrame.htm

2. http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=Others

3. http://www.seniger.narod.ru/

4. http://clubsodeistvie.ru/

5. http://rcaprel.ru/

6. http://www.downsyndrome.ru/

7. https://downsideup.org/ru

Информация взята с сайта для родителей "Малютка" http://malutka.net/comment/reply/931, и из книги Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.