Термин «церебральный паралич» обозначает двигательные расстройства, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах его развития.
При ДЦП имеет место раннее, часто внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Существует несколько форм ДЦП: дискинетическая, гемиплегическая, спастическая, атаксическая. В зависимости от повреждения определенных систем головного мозга возникают различные двигательные расстройства.
Тяжесть и распространенность поражения при детском церебральном параличе может быть различной. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки могут поражаться в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных функций у этих детей крайне затруднено.
При более легкой степени заболевания поражаются преимущественно ноги. У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения – гемипарезы.
Двигательные нарушения при детском церебральном параличе сочетаются с сенсорной недостаточностью и нарушениями доречевого, а в дальнейшем часто и речевого развития.
Характерны нарушения артикуляционной моторики, которые затрудняют процесс сосания и формирование голосовой активности. Крик таких детей тихий, маломодулированный, часто с носовым оттенком, гуление часто не развивается или имеет крайне рудиментарный характер. Развитие моторных и сенсорных функций задержано, с задержкой формируются интегративные функции и прежде всего зрительно-моторная координация. Проявления детского церебрального паралича могут осложняться судорожным синдромом, дефектами зрения, слуха.
Как распознать нарушения опорно-двигательного аппарата у ребенка?
При подозрении на детский церебральный паралич ребенок должен быть обязательно проконсультирован детским невропатологом. В настоящее время убедительно доказано, что раннее выявление и раннее лечение детского церебрального паралича имеет очень важное значение для более успешного нервно-психического развития ребенка.
Ребенок с ДЦП в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни. Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность и заботу о ребенке.
Режим дня
Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеет место недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодрствования – ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие, затрудняет проведение коррекционно-восстановительных мероприятий.
Кормление ребенка с церебральным параличом
Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при приеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малыш плохо сосет, они сохраняются и в более позднем возрасте, когда возникают проблемы с жеванием.
Способы преодоления трудностей при кормлении ребенка
Если у ребенка первых месяцев жизни (1-3 месяца) сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхней губы, активизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствующие захвату соска или соски.
Эффективные приемы коррекционного воздействия при работе с детьми с ДЦП
Важно при воспитании детей с ДЦП использовать различные методики, способствующие укреплению ЦНС и развитию движений.
Адаптивная физическая культура для детей, страдающих церебральным параличом
Инструктивно-методические материалы для родителей (законных представителей) составлены с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья их практической подготовленности к самостоятельному, компетентному осуществлению данной работы.
Психокоррекционные занятия с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые можно проводить родителям в домашних условиях
Одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми является формирование пространственных представлений, представлений о пространственных соотношениях.
Особенности воспитания и обучения детей с ДЦП https://www.youtube.com/watch?v=9sOV0kR_2ls
Информация взята из книги Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.